Проектирование бизнес-архитектуры/Стратегия/Видение

Проектирование бизнес-архитектуры организации начинается с проектирования системы целей и показателей. В первую очередь речь идёт о стратегии.

Эта часть о Видении, главной стратегической цели и ее значение для проектирования бизнес-архитектуры.


Тонны книг написаны о стратегическом менеджменте, стратегиях и о том как писать стратегии.

В каждой стратегии есть футуристическая составляющая, направленная на будущее. Если нет вектора в будущее, то это не Стратегия. Горизонт стратегического планирования, дальность видения будущего, может быть разным. Многие из компаний, с которыми я работаю ограничиваются горизонтом в 3-5 лет. Эти сроки объясняются скоростями изменения внешней среды. Но есть и другие организации, которые Видение определяют на десятки лет вперёд.


Собственно, футуристичность всем стратегиям в менеджменте, поскольку они направлены в будущее. Однако, некоторые стратегии при своей направленности не имеют признака футуристичности - будущности, МЕЧТЫ. В последнее время, некоторые компании говорят о никчёмности стратегии, поскольку мир слишком быстро меняется. Да, действительно, скорости совсем другие. Но собственник/топ-менеджер - должен уметь реагировать на эти скоростные изменения. Помните, раньше говорили - «Он идет в ногу со временем!». Так может современные стратеги не идут в ногу со временем?

А может быть, кто-то боится мечтать? Или не умеет?


Главная стратегическая мечта организации - это ее ВИДЕНИЕ.


Давайте посмотрим некоторые такие мечты:

«инвестиционный холдинг, обеспечивающий высокие финансовые показатели, доходы от инвестиций...»


Это действующий холдинг, который имеет определенный инвестиционный портфель. Значит часть мечты уже реализована. «Обеспечивающий высокие финансовые показатели, доходы от инвестиций...»

А это точно не про операционную деятельность инвест холдинга? Разве это не должно быть само собой разумеющимся? Т.е., топ-менеджеры этого холдинга очень сильно мечтают о том, что он будет работать «в плюс»? А стоит ли в таком случае вести такой бизнес, который в перспективе (ВИДЕНИИ) только будет обеспечивать доход от инвестиций?


Другая мечта.

«Видение. К 2028 году Компания должна стать высокоэффективной вертикально интегрированной операционной компанией, соответствующей высочайшим стандартам безопасности и корпоративного управления.»

Начнем с безопасности. А сейчас эта компания не соответствует стандартам безопасности? Значит еще 8 лет, вся компания будет мечтать о безопасности в труде, промышленности и экологии? Думается, что компании должны решать такой вопрос в первую очередь. И даже если таким образом показывать свою приверженность безопасности, то необходимо точно формулировать мысль. Как мы помним, мечты имеют свойство сбываться, и, мысли материальны. Так что, точная семантика весьма важна при формулировании таких важных вещей.

Немаловажно при формулировании мечт понимать, что имеется ввиду. Например, что означает формулировка «высокоэффективная»? Чем эффективная отличается от высокоэффективная? И снова вопрос, действительно ли это мечта? Или это всё-таки требование акционера к менеджменту?


Таких примеров можно рассматривать множество. Почему формулируются именно такие Видения? Думаю, что это связано с тем, что они формулируются осторожным в обещаниях менеджментом (либо консультантами под давлением осторожного менеджмента).

А как должна реально звучать мечта (Видение) компании?

Вот другие примеры.


Компания Space X Илона Маска поставила себе целью совершить управляемый полёт на Марс в 2032 году. Это мечта? Безусловно, это мечта заслуживающая уважения. С такой мечтой работать одно удовольствие.


Или возьмём компанию Google. Мечта этой компании: Обеспечить доступ к мировой информации в один клик. Мечта? Безусловно.


Каждая из этих Компаний имеет понятные стратегии с амбициозными инициативами. Эти стратегии доступны в сети.


Так что такое формализация Футуристической части стратегии? Это действительно заслуживающая усилий, главная стратегическая цель организации, ВИДЕНИЕ, указывающая на ее целевое состояние в долгосрочной перспективе в реалиях быстро меняющихся условий внешнего мира.

Принимаются во внимание совершенно все факторы, например PESTEL-анализа. Причём события связанные с COVID-19 показали нам, что не стоит пренебрегать самыми невероятными сценариями возможных событий.

Тот фактор, что не многие ВИДЕНИЯ могут быть приняты таковыми за образец, говорит о том, что на самом деле, редкостью является наличие в организации визионера, т.е. лица способного заглянуть за горизонт, в будущее. Что делать в таком случае? Я рекомендую проведение футуристических стратегических сессий основанных на групповой работе.


Каким же образом Видение организации влияет на проектирование ее бизнес-архитектуры? Дело в том, что Видение подлежит декомпозиции на стратегические цели и соответствующие показатели, достижение которых зависит от реализации стратегических инициатив и целевых операционных показателей, основанных на показателях деятельности процессов организации. Следовательно, Видение определяет основные процессы организации, которые будут определять ее успешность. Связь непосредственная.

Именно поэтому, перед тем, как приступать к проектированию бизнес-архитектуры, очень полезно ознакомиться с Видением организации и понять, какая внутренняя логика будет заложена в ее модели.

Очень интересно проделать упражнение с приведёнными примерами и по-фантазировать, какие стратегические инициативы и какие процессы будут в центре внимания топ-менеджмента этих компаний. Я этого описывать не буду, а вы попробуйте самостоятельно.

Просмотров: 20